Tarvalon
Верный лук надёжней любой молитвы.
Конкурс рецензий «Миры Дяченко»
Я - Tarvalon (что следует и из адреса моей здешней страницы) заняла призовое место С рецензией (на "Ритуал") можно ознакомиться под катом.
C 31 марта 2017 г., 11:00 - по 20 апреля 2017 г., 23:55
Конкурс рецензий на книги Дяченко

Читать подробнее
Призы
Книги Дяченко в новом оформлении
Скрут , Ведьмин век и Пещера в новом оформлении!

Победители конкурса:

Tarvalon / рецензия
Amaya_ib / рецензия
DaryaKorzh329 / рецензия


3 приза

Далее сама рецензия)
Марина и Сергей Дяченко "Ритуал"
Я люблю их произведения за логику и философию, которые требуют осмысления, за фантастические, но удивительно чётко прописанные миры и за зримость происходящего. Они пишут так, что ты это видишь, читая.

"Ритуал" - это повесть. Небольшая по объёму и похожая на головоломку: смысл за смыслом, суть за сутью, фразы, порождающие множество раздумий. Очень приятный напевный слог. По стилистике похоже на "Уехал славный рыцарь мой" и "Я женюсь на лучшей девушке королевства". Псевдосказка.
Дракон похищает принцессу. У дракона есть обязательства перед предками - он должен принцессу съесть. Так делали поколения и поколения драконов. Не сделает - предаст род. Дракон - последний в роду - слишком человечен. Дракон выбирает другой ритуал - поединок с рыцарем, возжелавшим спасти принцессу. Человек не сможет победить дракона. Никогда. Вообще никогда. Но дракон ведь может и поддастся - и тогда честь рода будет спасена.

Загвоздка в том, что человеческие рыцари прекрасно осведомлены о том, что дракона им не одолеть. Нет, они лелеют надежду, но им всё равно страшно. Посему принцесса должна быть такой, чтобы ради неё рыцари готовы были потерять голову - в том числе и в самом прямом смысле. Дракон приглядел принцессу - прекрасную настолько, что за ней незамедлительно выстроится толпа драконоборцев.

А дальше всё пошло наперекосяк, ибо по нелепому стечению обстоятельств похитил он не присмотренную жертву, а её старшую сестру. "Освободителя придётся ждать долго", - понял дракон, разглядев принцессу.

Такое случается: драконы неритуально гуманны, а принцессы неканонно некрасивы.

От мысли Арм-Анна о том, что "витязь должен быть слеп, как крот, чтобы пожелать эту девку в жены! А уж поединок с драконом…" до его же "в лучах высокого солнца она была невыносимо прекрасна" будет не так уж много страниц. Пронзительных, сказочных, щемящих до кома в горле.

Дракон дождётся витязя, но не погибнет, хотя потом пожалеет об этом.

Принцесса дождётся витязя - именно того, о котором мечтала с детства, в кого была тайно безнадёжно влюблена все эти годы. Принцесса дождётся витязя и выйдет за него замуж. Это ведь ритуал - принцессы всегда выходят замуж за своих освободителей. ... а дальше будет плен похуже драконовского (драконовский плен - отблески факела на старинных надписях стен, облака каледоньего пуха, полёты при луне, костёр-маяк на вершине башни, фэнтезийные цветы из мешковины, море и небо, звёзды, шаг до свободы) ритуальность королевской столовой, королевской охоты, королевской спальни, вышивки по раз и навсегда установленным шаблонам, чопорные поездки в гости, тоска и одиночество.

Дракон улетит за море. Сам будет думать, что навсегда.

Король-драконоборец решит ритуально избавиться от опостылевшей жены.

И из моря встанет призванное тёмным колдуном чудище. И чудищу будет обещана королева.

Очередной ритуал. Драконы веками боролись с порождениями моря. Драконы - веками - проигрывали. Арм-Анну было напророчено, что жизнь его будет долгой, если он станет избегать морских тварей.

"Не лети за море, молодой дракон. Там бродит смерть, ее и твоя… Близко…", - в последний раз судьба предупредила улетающего обратно за море дракона.

Дракон всё равно улетит. Его будет вести нечто, что сильнее ритуалов, пророчеств и страха смерти. "В лучах высокого солнца она была невыносимо прекрасна"

P.S.- У фильма "Он - дракон" именно такой первоисточник. Похожий на сказку. Похожий на отголосок легенды. Фильм не экранизация, а "по мотивам", но что несомненно удалось его создателям - передать атмосферу поиска родственной души, одинокости, обречённости. В фильме есть ярко выраженный хэппи-энд. В книге есть недосказанность. Можно сказать, что это два самостоятельных произведения, связанных общей концепцией и атмосферой. Причём, атмосфера здесь гораздо важнее.

@темы: Читательский дневник, Радости жизни